Научить, нельзя запретить
Каждый месяц наши пользователи по всему миру задают Google более 100 млрд. поисковых запросов. На крупнейший видеохостинг YouTube ежеминутно загружается 72 часа уникального видео, что в разы превышает объем киноконтента, показываемого крупнейшими голливудскими киностудиями в год. С помощью панорамных снимков на картах Google (Street View) можно совершить путешествие по 200 городам России и другим странам, а благодаря виртуальным коллекциям Арт-проекта - пройтись по 180 музеям по всему миру. Сегодня Интернет открывает уникальные возможности для образования и доступа к знаниям, которые еще недавно было трудно себе представить.
Вместе с тем, работая в компании, которая занимается организацией информации в Интернете, мы понимаем, что в Сети можно не только найти полезный контент, но и столкнуться с определенными рисками. В первую очередь, это опасность для самых юных пользователей Интернета, детей и подростков, которые не хуже взрослых умеют пользоваться новыми технологиями, но не всегда понимают, как защититься от интернет-угроз.
Чтобы помочь нашим пользователям оставаться в безопасности в Интернете, Google не только разрабатывает специальные инструменты (такие как “безопасный поиск” или “безопасный режим” на YouTube), но и проводит образовательные кампании для детей и взрослых. Например, на портале “Полезно знать” собрана информация о том, как защитить личные данные в Интернете, не стать жертвой мошенничества или научить безопасности детей.
В этом году совместно с Фондом Развития Интернет, Федеральным институтом развития образования Минобрнауки России и Факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Google разрабатывает новую образовательную программу для российских школьников (7-9 классы) по цифровой грамотности и безопасному использованию Интернета.
Программа охватывает четыре основных модуля, где описаны механизмы минимизации интернет-рисков:
1) Контент и необходимость критически оценивать информацию в Сети;
2) Онлайн-коммуникация и противодействие агрессии в Интернете (кибербуллингу);
3) Потребление услуг (электронные покупки, платежи);
4) Использование технических инструментов безопасности (антивирусное программное обеспечение, родительский контроль и пр.).
Большое внимание в программе уделяется аспектам конфиденциальности и
авторского права, т.к. детям зачастую не хватает практических знаний о
том, какую информацию не стоит размещать о себе в Сети, как защитить
свои данные, а также как правильно использовать объекты интеллектуальной
собственности.
Каждый модуль состоит не только из теоретической части для учителя, но и видео, серии упражнений для использования с детьми в классе и мультимедийной игры для закрепления материала и тестирования полученных знаний. Сегодня программа была представлена на международной конференции по обеспечению детской безопасности и цифровой грамотности в Интернете, организованной Минкомсвязи России и Российской ассоциацией электронных коммуникаций при поддержке Google Россия. Впереди - апробация, обсуждение с экспертами и педагогами и пилотирование в регионах. Уже в конце марта презентация программы пройдет в Ульяновской области и в Томске, воспользоваться ею сможет любой регион.
Каждый модуль состоит не только из теоретической части для учителя, но и видео, серии упражнений для использования с детьми в классе и мультимедийной игры для закрепления материала и тестирования полученных знаний. Сегодня программа была представлена на международной конференции по обеспечению детской безопасности и цифровой грамотности в Интернете, организованной Минкомсвязи России и Российской ассоциацией электронных коммуникаций при поддержке Google Россия. Впереди - апробация, обсуждение с экспертами и педагогами и пилотирование в регионах. Уже в конце марта презентация программы пройдет в Ульяновской области и в Томске, воспользоваться ею сможет любой регион.
В основе программы - результаты первого всероссийского исследования “Цифровая компетентность российских подростков и родителей”, проведенного Фондом Развития Интернет и Аналитическим Центром Юрия Левады. В исследовании приняли участие 1203 подростка 12-17 лет и 1209 родителей детей этого возраста из 58 городов России.
Результаты исследования показывают, что большинство детей пользуется Интернетом каждый день, в первую очередь, для поиска полезной информации и в образовательных целях и только затем уже для общения и развлечений.
Однако навыки безопасного использования Интернета, как у детей, так и у взрослых, невелики: пользователи испытывают трудности в критической оценке интернет-контента, зачастую не осознают риски размещения определенной информации о себе и окружающих, не умеют справляться с агрессией и не всегда понимают, как решить возникающие проблемы.
Абсолютное большинство и детей (75%) и взрослых (67%) учились
пользоваться Интернетом самостоятельно, бессистемно. При этом каждый
пятый ребенок и каждый пятый взрослый признают, что нуждаются в
повышении навыков цифровой грамотности. Родители возлагают большую
надежду на систему образования, полагая, что школа должна обучать детей
навыкам безопасного использования Интернета (38%).
Учить, а не запрещать: 79% родителей не поддерживают ограничение доступа в Интернет по “белым” спискам. И более половины опрошенных уверены, что дети должны в полном объеме пользоваться полезными интернет-ресурсами, включая онлайн-энциклопедии, поисковые системы, и YouTube.
Очень полезная информация!
ОтветитьУдалитьЯ согласен с Лидией!Очень классная информация!
ОтветитьУдалить